7.1 Программа Организации Объединенных Наций по окружаю среде

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) создана в 1972 году. Ее назначение состоит в обеспечении руководства и поощрении партнерства в области бережного отношения к окружающей среде путем создания возможностей для улучшения качества жизни государств и народов без ущерба для будущих поколений. В последнее время на значимых международных площадках, в мировых общественно-политических и научных кругах активно продвигается концепция «зеленой» или «экологичной» экономики. Термин «зеленая» экономика может определяться и пониматься различным образом и в разных контекстах: «зеленая» экономика − это экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее обеднения (ЮНЕП); «зеленый» рост – это политический фокус, который опирается на экологически устойчивый экономический прогресс в целях стимулирования низкоуглеродного и открытого для всех социальных слоев развития (Экономическая и социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); «зеленый» рост означает средства стимулирования экономического роста и развития, обеспечивая при этом то, что природные активы продолжают предоставлять ресурсы и экологические услуги, от которых зависит наше благополучие. Для этого он должен служить катализатором инвестиций и инноваций, которые лягут в основу устойчивого роста и приведут к возникновению новых экономических возможностей (ОЭСР); «зеленая» экономика – система видов экономической деятельности, связанная с производством, распределением и потреблением товаров и услуг, которые должны привести к повышению благосостояния населения, не подвергая его при этом экологическим рискам. Риски традиционной экономической модели ставят под угрозу достижение сформулированных ООН целей развития тысячелетия и приводят к таким проблемам как дефицит ресурсов, загрязнение воды и воздуха, нехватка пресной воды, изменение климата, утрата биоразнообразия и др. По мнению ЮНЕП традиционные экономические показатели, такие, как ВВП, дают неверное представление об эффективности экономики, т.к. не отражают отрицательное влияние производства и потребления на природный капитал. Истощая природные ресурсы или снижая способность экосистем выполнять свои полезные функции, такие, как снабжение продовольствием, регулирование и удовлетворение культурных потребностей, экономическая деятельность нередко сопровождается обесценением природного капитала. В идеале изменение величины природного капитала должно оцениваться в денежном эквиваленте и отражаться на национальных счетах. В этом заключается одна из целей совершенствования Системы экологической и экономической отчетности (СЭЭО), осуществляемого сегодня Статистическим отделом Секретариата ООН, и учитываемого Всемирным банком при оценке скорректированных чистых национальных сбережений. «Зеленый» учет или Учет инклюзивного богатства (Inclusive Wealth Accounting) — методы учета, которые, как надеется ЮНЕП, подготовят почву для оценки перехода к «зеленой» экономике на макроэкономическом уровне. «Рио+20» — это краткое название Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, которая прошла в Рио-де-Жанейро, Бразилия через двадцать лет после исторической Встречи на высшем уровне «Планета Земля» 1992 года в Рио. Проведение Рио+20 дало нам также возможность представить, каким мы хотели бы видеть мир через 20 лет. В опубликованном 21 февраля 2011 г. в преддверии конференции "Рио + 20" докладе ЮНЕП «Как инвестирование двух процентов мирового ВВП может обеспечить более «зеленый», более рациональный рост и одновременно уменьшить бедность» авторы подчеркнули значение государственной политики устойчивого развития и новой инвестиционной стратегии, а также представили, каким образом инвестирование двух процентов ВВП (сегодня, в среднем, 1,3 трлн долл. в год) в десять ключевых секторов может инициировать переход к низкоуглеродной, ресурсоэффективной «зеленой» экономике. «Зеленая» экономика имеет своей целью, в частности, содействовать реформе, проводимой во всех секторах экономики и политики, которая поощряет природоохранные инвестиции. Рост доходов и занятости обеспечивается государственными и частными инвестициями, уменьшающими выбросы углерода и загрязнение, и повышающими эффективность использования энергии и ресурсов, а также предотвращающими утрату биоразнообразия и экосистемных услуг. Согласно подготовленному экспертами ООН докладу «Переход к зеленой экономике: выгоды, вызовы и риски с точки зрения устойчивого развития», концепция «зеленой» экономики должна рассматриваться в увязке с более широкой концепцией устойчивого развития. Включая в себя, прежде всего, экономико-экологический и инновационный компоненты, «зеленая» экономика неразрывно связана с: применением результативных комбинаций инструментов политики, наличием эффективно действующего законодательства в областях охраны окружающей среды, энергосбережения и энергоэффективности, внедрения возобновляемых и альтернативных источников энергии, обращения с отходами и др., необходимостью увеличения инвестиций в «зеленую» инфраструктуру, в особенности, в таких секторах как энергетика, обработка и удаление отходов, транспорт, сельское хозяйство и др., решением проблем изменения климата, охраны озонового слоя, комплексного управления водными ресурсами и др., внедрением аспектов устойчивого производства и потребления, поддержкой исследований и инноваций, разработкой и распространением экологически чистых технологий, передачей технологий, наращиванием потенциала и привлечением дополнительных финансовых ресурсов, внедрением системы мер по укреплению технологического потенциала национальной экономики, позволяющих обеспечить ее функционирование на экологических «зеленых» принципах, образованием и профессиональной подготовкой как ключевыми элементами процесса развития человеческого потенциала для «озеленения» экономики, предоставлением соответствующей информации для подкрепления выбора, осуществляемого потребителями (например, успешное проведение деятельности по сертификации и маркировке зависит от предоставления заслуживающей доверия информации о продуктах). К условиям, необходимым для перехода к «зеленой» экономике относятся следующие: - соответствующее принципам устойчивого развития ценообразование, включая отказ от неэффективных субсидий, оценку природных ресурсов в денежном выражении и введение налогов на то, что вредит окружающей среде; - политика государственных закупок, поощряющая производство экологичной продукции и использование соответствующих принципам устойчивого развития методов производства; - реформирование систем «экологического» налогообложения, смещение акцента с налога на рабочую силу на налоги на загрязнение окружающей среды; - рост государственных инвестиций в соответствующую принципам устойчивого развития инфраструктуру (включая общественный транспорт, возобновляемые источники энергии, строительство энергоэффективных объектов) и «природный капитал»; - целевая государственная поддержка исследований и разработка, связанных с созданием экологически чистых технологий; - социальные стратегии, призванные обеспечить согласование между целями в социальной области, а также существующими (и потенциальными) экономическими стратегиями и др. Кроме того, эксперты выделяют ряд мер, связанных с торговлей и конкурентоспособностью, которые могут быть использованы для перехода к «зеленой экономике». . Вместе с тем, по мнению ЮНЕП, с точки зрения сочетания мер политики не существует какого-либо универсального решения для обеспечения перехода к "зеленой" экономике. Они должны быть увязаны с характеристиками и природным наследием каждой страны, уровнем ее развития, эффективностью деятельности ее учреждений, а также характером и масштабами преобладающих дефектов рыночного механизма, секторами, определенными ею приоритетными целями и целевыми показателями и другими факторами, специфичными для конкретной ситуации. Цель любого выбранного сочетания мер политики должна заключаться в доведении до максимального уровня экономических и социальных преимуществ, связанных с переходом к «зеленой» экономике, что позволяет обеспечить эффективность природоохранной деятельности и социальную справедливость. Переход к «зеленой» экономике в значительной степени связан с политикой и инвестициями, которые позволяют разблокировать жесткую связь между экономическим ростом и нынешним интенсивным использованием материалов и энергопотреблением. На бытовом уровне «зеленая» экономика» сводится к всевозможным усилиям по сохранению окружающей среды, и с этим связано появление и широкое использование таких понятий (более подробная информация прилагается), как: «зеленые» потребители, «зеленые» закупки, «зеленые» товары, «зеленый» маркетинг и коммуникации, «зеленое» строительство, «зеленые» дома, «зеленые» крыши и стены, эко ландшафты, экоинновации и «чистые технологии», «зеленые» инвестиции, «зеленое» сельское хозяйство, «зеленый» образ жизни и др. (примеры экологических идей). Под «зеленым ростом», в том числе, понимается развитие экологического туризма, технологий, позволяющих решать, в частности, транспортные проблемы, создание новых отраслей, включая мультимедийные формы развлечений, которые приносят доходы, создают рабочие места и рынки без ущерба для окружающей среды. Например, применение компьютерной графики в кино избавило от необходимости на съемках крушить автомобили, взрывать тонны горючего, поскольку все это может модулироваться виртуально. Если взять туризм, то нельзя допускать, чтобы в жарких пустынных регионах утопали в «райской» зелени дорогие отели по соседству с населенными пунктами, жители которых лишены воды или испытывают ее нехватку. Только поднимая общий уровень развития регионов, можно сделать их привлекательными для туристов и благоприятными для жизни местного населения. Пример в стимулировании экологически чистой экономики подает Южная Корея, которая стала единственным государством, избравшим «зеленый рост» в качестве национальной стратегии. По данным ОЭСР, в этой области южнокорейские инвестиции составили 9,3 миллиарда евро. Они пошли на разработку «зеленых» видов транспорта, альтернативных источников пресной воды, технологий переработки отходов. Еще 19,3 миллиарда евро потрачены на предоставление займов и сокращение налогов для бизнеса, занятого развитием парков, озеленением, обустройством рек в городах страны. Ярким примером зеленой экономики может служить экотуризм. Ежегодно в страны Южной и Северной Америки устремляются тысячи туристов, которые приносят доход в 5 миллионов долларов (и это только плата за вход в национальные парки). Исследования показали, что население, живущее рядом или на территории национальных парков, имеют более высокую зарплату, лучшие показатели трудоустройства и низкие уровни бедности. Годовой оборот экоиндустрии ЕС составляет более 300 млрд. евро (2.5 % ВВП), около 3.4 миллионов человек (1.5.% из всех трудоустроенных) непосредственно заняты в этой сфере. ¼ всех инвестиций – это инвестиции в чистые технологии. Указанный прогресс был достигнут, в том числе, благодаря мобилизации усилий стран-членов ЕС (Планы действий (дорожные карты) по внедрению экотехнологий/экоинноваций). Стратегия ЕС до 2020 года предусматривает интеграцию элементов «зеленой» экономики в стратегии по экономике и занятости. Концепция «зеленой» экономики увязывается евроинститутами с реализацией Дорожной карты по переходу к конкурентоспособной низкоуглеродной экономике ЕС к 2050 году. В ряде стран региона ЕЭК ООН также существует положительная практика внедрения проектов и программ по «зеленой» экономике. Министерством охраны окружающей среды Республики Польша осуществляется проект GreenEvo. Его цель - поиск, отбор и продвижение на мировой рынок инновационных («зеленых») технологий, разработанных и зарегистрированных на территории Польши и уже доказавших свою эффективность. Созданный под управлением Министерства окружающей среды Польши межведомственный совет осуществляет анализ и отбор указанных технологий с привлечением независимых экспертов. Данные технологии затем вносятся в базу данных министерства и продвигаются на мировой рынок. С целью создания дополнительных рабочих мест и ликвидации угольных генераторов Канадская провинция Онтарио – самая густонаселенная провинция Канады – начала в октябре 2009 г. специальную программу стимулирования производителей возобновляемой энергии («Программа Онтарио»). Согласно этой программе, провинция Онтарио может субсидировать операторов электроэнергии, которые используют возобновляемые источники энергии, полученные при соблюдении требований к применению доли отечественного производства (местного компонента). Цель – увеличить долю возобновляемых источников энергии в Онтарио до 37 % к 2050 г. с помощью Программы. Для удовлетворения требования «сделано в Онтарио» необходимо, чтобы до 60% оборудования, используемого для развития «зеленой» энергии, было произведено в этой провинции. До сих пор эта программа была очень успешной в привлечении производителей для учреждения компаний и ведения бизнеса в Онтарио. В самой крупной сделке по плану «зеленой» энергии участвовал южнокорейский гигант Samsung Group. Многие производители оборудования в Европе, США и других провинциях Канады уже обратили внимание на благоприятные условия в Онтарио и также намерены открыть в этой провинции свои заводы, чтобы воспользоваться покупательским бумом, возникновение которого ожидается в связи с реализацией Программы Онтарио.

Концепция «зеленой» экономики активно продвигается на международных площадках.

В центре внимания седьмой Конференции министров «Окружающая среда для Европы» (г. Астана, Республика Казахстан, 21-23 сентября 2011 г.) также было обсуждение вопросов продвижения экологической проблематики в экономическое развитие («озеленение» экономики). Европейская экономическая комиссия ООН — это одна из пяти региональных комиссий Организации Объединенных Наций. Она была учреждена в 1947 году Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) с целью развития экономической деятельности и укрепления экономических связей внутри региона ЕЭК ООН и между этим регионом и остальным миром. В Декларации Министров охраны окружающей среды региона ЕЭК ООН (прилагается), принятой по итогам Конференции, отмечалось следующее: 1. необходимость активизировать усилия по обеспечению перехода к экологичной экономике за счет поддержки мер по преодолению зависимости между экономическим ростом и деградацией окружающей среды; 2. важная роль энергетической эффективности как одного из наиболее затратоэффективных средств решения проблем изменения климата и перехода к экологичной экономике; 3. фундаментальность устойчивого производства и потребления в качестве условий экологизации экономики. Министры согласились содействовать переходу к экологичной экономике и внести существенный вклад в обсуждение по теме экологичной экономики в контексте устойчивого развития и сокращения масштабов нищеты на Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, которая состоится в Рио-де-Жанейро 4−6 июня 2012 года ("Рио+20")», основной темой которого станет «зеленая экономика в контексте устойчивого развития и искоренения бедности». Генеральным директоратом Еврокомиссии по окружающей среде было заявлено о поддержке усилий стран-партнеров (в рамках Восточного партнерства) по техническому развитию; внедрению эко-инноваций и улучшению рыночных условий; продвижению аспекта «зеленой» экономики в системе государственных закупок товаров и услуг; повышению осведомленности общественности; продвижению межотраслевого подхода к «зеленой» экономике; обмену наилучшими практиками с деловым сообществом. При финансовой поддержке Европейской комиссии был подготовлен отчета «Возможности и пути стимулирования «зеленой» экономики в странах Восточного партнерства», в котором авторы провели анализ текущего положения и потенциальных возможностей в странах Восточного партнерства в области внедрения эколого-инновационной политики и «зеленой» экономики. Относительно Республики Беларусь авторы отметили, что страна имеет высокие оценки к переходу на принципы «зеленой» экономики, о чем свидетельствует: - наличие долгосрочных и среднесрочных стратегических, программных и плановых отраслевых документов, - действия по приведению законодательства страны в соответствие с законодательством ЕС, а также принятие ряда важных отраслевых законов («О возобновляемых источниках энергии» и др.), - активность природоохранных НПО (особенно в процессах ОВОС), - хорошо развитую систему государственного управления, а также вспомогательных учреждений, - наличие в нормативной базе возможностей для внедрения комплексных разрешений (в том числе требований на основе технологий и наилучших доступных технологий) и для роста применения экономических и рыночных инструментов. Большие возможности в изменении структуры потребления как в государственном секторе (экологичные закупки), так и в домашних хозяйствах, - высокий профессиональный уровень государственного управления, - хорошо развитую научно-исследовательскую и инновационную инфраструктуру, - хорошо развитую систему контроля за состоянием окружающей среды и экологической статистики и др. В качестве усложняющих факторов были отмечены следующие: - зависимость от внешних источников энергии, - низкий уровень прямых иностранных инвестиций, - низкая доля частного сектора при высокой степени централизации экономики, - слабый сектор малых и средних предприятий, - имеющееся перекрестное субсидирование, - неподготовленность сельского хозяйства к экологически чистому фермерству, - недостаток государственного финансирования для реализации хорошо подготовленных стратегий, программ и планов, - ограниченное знание английского языка в государственной администрации и научно-исследовательских учреждениях и др. При всей очевидной необходимости перехода к экономической модели, которая обеспечит повышение благосостояния человека, сохраняя при этом ресурсы планеты и не подвергая будущие поколения воздействию значительных экологических рисков, переход к «зеленой экономике» связан с многочисленными проблемами. Озабоченность относительно перехода к «зеленой экономике» активно выражают развивающиеся страны. Они опасаются, что эта концепция может быть использована для создания новых торговых барьеров и снижения конкурентоспособности их товаров, что, в свою очередь, будет препятствовать достижению целей развития. По мнению развивающихся стран, тема «зеленой экономики» должна рассматриваться только в контексте устойчивого развития и борьбы с бедностью. Кроме того, многочисленные меры для перехода к «зеленой экономике» могут искажать торговлю, не соответствовать правилам ВТО и вызывать споры не только между развитыми и развивающимися государствами, но и между самими развитыми странами. В качестве примера можно привести тот факт, что 13 сентября 2010г. Япония обратилась в Орган ВТО по разрешению споров (ОРС) с жалобой на торговую меру Канады, которая направлена на стимулирование использования возобновляемой энергии. По мнению Японии, строгие требования к использованию доли отечественного производства являются несправедливыми и вынуждают производителей чистой энергии покупать оборудование местного производства, предоставляя, таким образом, менее благоприятный режим японским солнечным батареям и другому оборудованию. В этой связи Япония считает, что Программа Онтарио противоречит правилам ВТО, в частности, принципу национального режима, который предусмотрен в статье III.4 ГАТТ–1994. По словам Серджио Арзени (Sergio Arzeni), директора программы по региональному развитию экономики и занятости ОЭСР (Организации экономического и социального развития) концепция «зеленого» роста, как «возможности для стабильного развития с упором на сокращение выброса парниковых газов и загрязнения окружающей среды», с одной стороны, может рассматриваться развивающимися странами как дополнительный вызов и препятствие создать новые торговые ограничения и породить «зеленый протекционизм». Но, как считает эксперт, необходимо международное сотрудничество для того, чтобы предотвратить негативные последствия в этом. Таким образом, международные дискуссии последнего времени показали, что необходима четкая проработка концепции «зеленой экономики», углубленный анализ мер для ее реализации с точки зрения интересов всех стран. В то время как расширение международного сотрудничества в целях перехода к «зеленой» экономике от энергоемкого индустриального производства, направленного на модернизацию реального сектора экономики, укрепление национального потенциала в области использования новых и возобновляемых источников энергии, повышение доступа нашей страны к передовым технологиям соответствуют национальным интересам Республики Беларусь в контексте устойчивого развития, необходимо подчеркнуть важность международного содействия в формировании «зеленой» экономики посредством усиления роли развитых стран и международных организаций в создании благоприятных условий для широкого доступа к «зеленым» технологиям и обеспечении действенного международного сотрудничества в сфере устойчивого развития.

7.2 Зеленая экономика, цифровые технологии и наноинструментарий: основные базисы трансформации производственных систем в Евразийском экономическом союзе

По мере развития человеческой цивилизации усложняется и ее материальная культура. А одним из наиболее важных и сложных элементов материальной культуры промышленной цивилизации, а современную цивилизацию можно в полной мере признать таковой, являются ее достижения в части организации производственных процессов. Вместе с тем достижения человечества в части производственных процессов, а также всей системы организации хозяйственной жизни уже более века существенно влияют на возможность выживания человеческой цивилизации. Именно поэтому возникают и развиваются концепции устойчивого развития, бережливого производства и зеленой экономики. Термин «зеленая экономика» впервые был упомянут в 1989 г. в докладе группы ведущих экономистов для правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии [1] (Pearce, Markandya, Barbier, 1989). В широкий оборот это понятие вошло в период мирового экономического кризиса 2008–2009 гг. Так, в 2009 г. Программа ООН по окружающей среде опубликовала доклад «Глобальный зеленый новый курс» [2], в котором рассматривались цели, задачи, элементы, стимулы и направления внутренней политики, направленной на развитие зеленой экономики. Часто сущность зеленой экономики определяется как практический подход для достижения устойчи¬вого развития [3]. И говоря о зеленой экономике, эксперты отмечают, что ее развитию способствует инвестиро¬вание в зеленые технологии [4, c. 246–257; 5] (Selishcheva, 2019, р. 246–257; Borkova, Izusova, Gematdinova, 2019). В соответствии с классификацией Организации экономического сотруд¬ничества и развития (ОЭСР) зеленые технологии включают: - экологическое управление (управление отхода¬ми, борьба с загрязнением воды, воздуха и пр.); - производство энергии из возобновляемых источников (солнечная энергия, ветровая энергия, биотопливо и пр.); - смягчение последствий изменения климата; - снижение вредных выбросов в атмосферу; - повышение эффективности использования топлива; - повышение энергоэффективности в зданиях и освети¬тельных приборах [4, с. 246–257; 6] (Selishcheva, 2019, р. 246–257). На портале ELIBRARY.RU по поисковому запросу «зеленая экономика» можно обнаружить 76 637 публикаций, из них за 2020 г. – 3 729. По поисковому запросу «наноэкономика» на портале ELIBRARY.RU можно найти 1 278 публикаций (за 2020 г. – 26 публикаций). По поисковому запросу «наноинструментарий» на портале ELIBRARY.RU всего 26 публикаций (за 2020 г. – 26 публикаций). Термин «нанотехнологии» является более популярным: 102 643 публикации портале ELIBRARY.RU (2 914 публикаций за 2020 г.). Если ввести на портале ELIBRARY.RU поисковой запрос «производственная система», то можно обнаружить 1 262 443 публикации (49 583 публикации в 2020 г.). Поисковой запрос «зеленая экономика в Евразийском экономическом союзе» позволяет обнаружить 4 492 публикации (147 публикаций за 2020 г.). В данных публикациях рассматриваются концептуальные основы и принципы зеленой экономики [5, 7–9] (Borkova, Izusova, Gematdinova, 2019; Gorbunova, Kanitskaya, 2019; Gurova, 2019; Gureva, 2019), исследуются особенности внедрения наноинструментария [10–14] (Smirnov, 2018; Lovtakov, 2013; Pozdnysheva, 2011; Polyntsev, 2016; Ryzhkin, 2013) и перспективы трансформации экономических систем под влиянием нанотехнологий [15–19] (Mamonov, Poluektov, 2017; Pavlov, Monakhov, 2018; Popov, Zinnatullin, 2019; Trofimov, Frolov, Kaminchenko, Zakharov, Pavlova, 2018; Usmanov, 2020). В то же время целый ряд вопросов, связанных с развитием зеленой экономики в странах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), изучен недостаточно [4, 20–24] (Selishcheva, 2019; Dzhabiev, 2017; Drobot, Vartanova, 2019; Drobot, Gudovich, Makarov, Bakhmutskaya, 2019; Drobot, Ivko, 2018; Matveev, 2015). В сложившейся ситуации исследование основных базисов трансформации производственных систем в условиях внедрения принципов зеленой экономики, в т.ч. в странах ЕАЭС, представляет научный интерес. В нашей статье мы постараемся найти подходы к ответу на следующие вопросы: Какова структура и тенденции развития мирового рынка зеленых технологий? Каким образом можно существенно повысить эффективность экономических производственных систем? Какова при этом должна быть роль государства? Каким должно быть поведение хозяйствующих субъектов и с помощью каких инструментов его можно скорректировать для достижения данной цели? Как страны ЕАЭС осуществляют переход к зеленой экономике?

Мировой рынок зеленых технологий: структура и тенденции развития

В 2009 г. страны Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) приняли Стратегию экологически ориентированного («зеленого») роста как инструмент преодо¬ления финансово-экономического кризиса на среднесрочную (до 2030 г.) и долгосрочную (до 2050 г.) перспективу [4] (Selishcheva, 2019). Пионером в области перехода к зеленой экономике стала Южная Корея, объявившая зеленый рост своей национальной страте¬гией. Вслед за Южной Кореей курс на зеленую экономику взял и Китай. А затем и страны Европейского союза начали переход к зеленому развитию. По оценкам экспертов, ожидаемый рост мирового рынка зеленых технологий составляет 6,9% (это почти в 2 раза больше темпов роста мировой экономики). В соответствии с прогнозами общий объем этого рынка к 2025 г. может увеличиться до 5,9 трлн евро [4, 25] (Selishcheva, 2019)